-¬сегда под рукой

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в LediLana

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 23.08.2010
«аписей: 15427
 омментариев: 189894
Ќаписано: 210529


–оман √орького Ђћатьї и ¬адим «еланд

¬оскресенье, 10 »юл€ 2011 г. 20:06 + в цитатник

Ёта стать€ адресована, в первую очередь, тем, кто хорошо и не понаслышке знаком с основными иде€ми книг ¬адима «еланда.

Ќо как всегда, читать статью будет интересно и тем, кто «еландом плотно не увлекалс€. »бо идеи его повтор€ютс€ у других авторов, несколько иными словами. ѕросто слова именно «еланда, именно мне, кажутс€ наиболее интересными и убедительными.

Ќо, тем не менее.

ћне всегда был интересен разбор классического художественного произведени€ в свете той или иной теории. ќсобенно, когда это «произведение», на взгл€д поверхностный, отстоит  космически далеко от той теории, которую к нему пытаютс€ применить.

¬ таком случае исследовател€ обычно ждут самые потр€сающие и неожиданные результаты.

¬се ли из ¬ас, уважаемые читатели, читали (или помн€т) роман √орького «ћать»?

”верена, что не все. ”верена даже, что нет такого человека, который бы воспринимал сегодн€ это чтение как полезное дл€ себ€, позитивное. ј зр€, между прочим. ƒело в том, что роман √орького «ћать» это типичный образчик романов, написанных о «карьере молодого честолюбца».

¬ы любите такие сюжеты? ¬перЄд, „итатель — € нарисую тебе историю истинной любви... к успеху. Ћюбви, котора€ оказалась взаимной. я расскажу историю с хеппи-эндом.

“очнее будет сказать так. ∆анр, в котором написан роман √орького «ћать», это жанр «романа воспитани€».

«–оман воспитани€» может удовлетвор€ть разным жизненным философи€м и поэтому  написан бывает о разном. Ќо один из его попул€рнейших и любимейших публикой изводов — это роман про «поединок геро€ с обществом, про «вгрызание» в это общество, с целью сделать карьеру».

ћоду на такие истории завели французы вообще и Ѕальзак в частности. ÷ела€ галере€ его главных героев пешком приходила в свой ѕариж в своих «дерев€нных башмаках» и уже через год этот ѕариж лежал у их, обутых в лаковые штиблеты, ног.  винтэссенци€ бальзаковских мальчиков с провинциальным выговором — его самый известный персонаж — –астинь€к. ќн настолько уже вошЄл в поговорку, что это им€ можно писать с маленькой буквы.

“ак вот, истори€, которую рассказал нам ћаксим √орький в своЄм когда-то мировом бестселлере (€ не шучу), это продолжение всЄ того же «мифа о «олушке» в его мужском прочтении — мифа о –астинь€ке, «покорившем ћанхэттен».

ясно, откуда у французов возник –астинь€к как жизненный тип. ” них же был Ќаполеон — маленький корсиканец, молниеносно ставший императором ‘ранции. Ёто как если бы мальчик-чукча стал президентом –оссии. ¬печатл€ет...

¬от только у нас своего такого геро€ не было... » своей философии жизни такой не было...

ѕока... ѕока не по€вились на рубеже веков 19-ого и 20-ого молодые русские писатели-ницшеанцы. ќдним из которых и был — √орький.

¬ то врем€ мода на Ќаполеона в ≈вропе как-то поотгремела, превратилась в пыльный архив. ” всех на устах был другой человек — Ќицше. » вот импортированное ницшеанство и расцвело в –оссии прозой √орького.

¬оспри€тие романа «ћать» советским (и постсоветским) люд€м испортила средн€€ школа и еЄ примитивна€ идеологи€.

ѕора уже прочитать этот роман не глазами бывшего советского школьника (или ребЄнка, чьи родители — бывшие советские школьники), а умно и непредвз€то.

 то это сказал, что роман √орького «ћать» написан о революционной борьбе партии большевиков против гнЄта царизма? “от, кто это сказал, ничего не читал, кроме критики, вз€той на денЄк перед сочинением. “от, кто так говорит, тот просто не умеет сам думать.

ћо€ мечта — чтобы каждый, кто читает сейчас эту статью, вз€л и перечитал «ћать» свежим, незамыленным взгл€дом. “огда нам с ¬ами будет о чЄм поговорить и над чем посме€тьс€...

¬адим «еланд и ѕавел ¬ласов

ѕомните, как описывает «еланд «ма€тники»?

Ќадчеловеческие энергоинформационные структуры, раскачива€сь с которыми в унисон, человек может быть вынесен наверх, как на  олесе ‘ортуны.

ѕомните, что «еланд пишет про лакомый сектор «пространства вариантов», в народе именуемый «сбыча мечт»?

«≈сли рассудок не вступает в противоречие с велени€ми сердца, то возникает непостижима€ сила — внешнее намерение, которое материализует сектор пространства вариантов, соответствующий образу мыслей. ¬ единстве души и разума этот образ приобретает чЄткие контуры, а потому незамедлительно воплощаетс€ в действительность».

–оман «ћать» начинаетс€ сильнейшей увертюрой, √лавой є1. ¬ ней изложена жизнь человека обычного.

«аканчиваетс€ глава такими словами: «ѕрожив такой жизнью около 50 лет, они — умирали»...

ѕрочитайте хот€ бы эту первую главу, это — классика мировой прозы. ≈Є можно и нужно периодически читать всем, в качестве того самого «волшебного пендел€».

ѕенталоги€ «еланда «“рансерфинг реальности» тоже начинаетс€ сильной увертюрой, √лавой є1 самой первой книжки. ¬ ней тоже изложена жизнь человека обычного. «еланд, конечно, не прозаик-классик, но и эта глава — впечатл€ет. ќна написана о том же.

√лавный герой романа «ћать» ѕавел ¬ласов жил практически на самом дне социума. “ак, впрочем, начинаетс€ любой роман о карьере молодого честолюбца.

≈го мать, заглавна€ героин€ этого романа — жила ещЄ хуже ибо была женщиной, причЄм, по меркам того времени, немолодой.

ќднако же этим геро€м повезло подключить свои маленькие жизни к мощнейшему ма€тнику того времени — революционной работе по свержению существующего политического стро€.

„астота их маленьких «колебаний» идеально совпадала с частотой «больших колебаний» этого ма€тника.

ѕавел — герой ницшеанского толка. ≈динственное его искреннее побуждение — вол€ к власти. ≈динственна€ его мечта — власть.

 акой ещЄ из существовавших на то врем€ ма€тников мог подн€ть ѕавла на самую максимальную высоту?

≈му, нищему маргиналу-пролетарию, неквалифицированному рабочему, был один путь — в профессиональные революционеры. Ќа дворе сто€л 1905 -й год...

ѕочитайте, как он сметал со своего пути всЄ, что могло помешать его самореализации.

ќн смЄл с дороги двух люб€щих его революционерок, замечтавших вдруг, как все женщины, о браке и других мещанских радост€х. ќн всеми силами стремилс€ попасть в тюрьму — этот необходимейший пункт в «идеальном резюме революционера».

ƒень суда, где ему как обвин€емому предоставили слово, выгл€дит в романе как триумфальна€ защита докторской диссертации каким-нибудь вундеркиндом с третьего курса. ƒа эта и была по сути дела — защита докторской, материал дл€ которой ѕавел рь€но  собирал предыдущие несколько лет.

» ѕавел, и его ћать, нашли, гениально почувствовали и свои ÷ели (власть, лидерство, слава,) и свои ƒвери (профессиональна€ революционна€ де€тельность).

ѕомните, как пишет «еланд, да и не только он?

 огда ¬ы в единстве души и разума обретаете свои ÷ели и ƒвери, ¬селенна€ сама создаЄт ¬ам услови€ дл€ их реализации. ∆изнь вокруг ¬ас мен€етс€ стремительно, деньги сами падают с неба, в дверь стучат нужные люди.

¬от ровно это и происходит в романе √орького. „итать это — как быть свидетелем волшебства, чуда!

√ерои только лишь делают правильный шажок на Ќужный Ёскалатор. »х нищенский быт тут же преображаетс€. —кромный домик становитс€ политическим салоном, центром прит€жени€ лучших умов. „ужие мужчины начинают помогать в нелЄгком быту — по хоз€йству. Ќо это, конечно, мелочи.

¬скоре за ћатерью приезжают нужные люди и перевоз€т из уже неподход€щего ей городка — в гораздо лучшие (очень буржуазные, кстати!) услови€.

Ёта неграмотна€ и забита€ слободска€ домохоз€йка, происхождени€ из кресть€н, начинает жить почти «как барын€» — больше ни одного дн€ своей жизни не работает дл€ куска хлеба, не нуждаетс€ в деньгах, не думает о низменном, слушает домашнее музицирование, получает бесплатное образование, читает книги и пример€ет новый социальный статус — статус ћатери «звезды», звезды «широко известной в узких кругах».

 ака€ мечта была у ѕавла, мы знаем — власть. ќн — примитивный ницшеанец. — матерью всЄ несколько сложнее и интереснее.

ћать — верующа€ христианка. ќна существует в мире христианского мифа. ќднако смирение — это не об€зательный спутник вс€кого христианина... ћать ещЄ честолюбивей своего сына. ≈Є главна€ мечта — сравн€тьс€ с Ѕогородицей.

» она добилась этого. ¬ общем, читайте роман. ¬ котором все, между прочим, остаютс€ живы.

» в заключении...

«еланд — это всЄ-таки теори€.  ак ни хороша люба€ теори€, всегда очень хочетс€ более живых, жизненных примеров.

–оман √орького «ћать» — это манифестаци€ зеландовской правоты. ѕочитайте эту сногсшибательную историю о том, как малограмотные люди, жившие сто лет назад и, конечно же, не читавшие «еланда, с хирургической точностью воплощали все его идеи — в жизнь.

≈.Ќазаренко

–убрики:  ÷енности и установки
∆изнь как чудо
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку