-¬сегда под рукой

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в LediLana

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 23.08.2010
«аписей: 16921
 омментариев: 196219
Ќаписано: 218654



ќ музыке простыми словами

¬торник, 31 ћа€ 2016 г. 07:21 + в цитатник

 винтовый круг: о музыке простыми словами

3925311_kvintovii_kryg (700x695, 67Kb)

 винтовый круг тональностей (или квартово-квинтовый круг) – это графическа€ схема, используема€ музыкантами, дл€ визуализации отношений между тональност€ми. »ными словами, это удобный способ организации двенадцати нот хроматической гаммы.
 

¬первые квартово-квинтовый круг был описан в книге «»де€ грамматики мусикийской» от 1679 года русско-украинского композитора Ќикола€ ƒилецкого.

3925311_Kvintovii_kryg_2 (525x700, 302Kb)

—траница из книги «»де€ грамматики мусикийской», на которой изображен квинтовый круг

Ќачать строить круг можно с любой ноты, например до. ƒалее, двига€сь в сторону увеличени€ высоты звука, откладываем одну квинту (п€ть ступеней или 3,5 тона). ѕерва€ квинта – это до-соль, таким образом, за тональностью до мажор следует тональность соль мажор. «атем добавл€ем еще одну квинту и получаем соль-ре. –е мажор – это треть€ тональность. ѕовторив этот процесс 12 раз, мы, в конце концов, вернемс€ обратно к тональности до мажор.

 винтовый круг называетс€ квартово-квинтовым потому, что его можно построить и с помощью кварт. ≈сли вз€ть ноту до и понизить еЄ на 2,5 тона, то мы так же получим ноту соль.

3925311_Kvintovii_kryg_3 (600x649, 106Kb)


Ћини€ми соединены ноты, рассто€ние между которыми равн€етс€ половине тона

√ейл √рейс (Gayle Grace) отмечает, что квинтовый круг позвол€ет посчитать количество знаков при ключе той или иной тональности.  аждый раз, отсчитыва€ 5 ступеней и двига€сь по квинтовому кругу по часовой стрелке, мы получаем тональность, количество знаков диез в которой на один больше, чем в предыдущей. “ональность до мажор не содержит знаков альтерации. ¬ тональности соль мажор один диез, а в тональности до-диез мажор их семь.

„тобы подсчитать количество знаков бемоль при ключе необходимо двигатьс€ в обратном направлении, то есть против часовой стрелки. Ќапример, начав с до и отсчитав квинту вниз, вы придете к тональности фа мажор, в которой один знак бемоль. —ледующей тональностью будет си-бемоль мажор, в которой два знака бемоль при ключе, и так далее.

„то же касаетс€ минора, то минорные гаммы, идентичные мажорным по числу знаков при ключе, – это параллельные (мажорным) тональности. ќпределить их достаточно просто, нужно всего лишь построить от каждой тоники малую терцию (1,5 тона) вниз. Ќапример, параллельной минорной тональностью дл€ до мажора будет л€ минор.

3925311_Kvintovii_kryg_4 (600x600, 139Kb)

ќчень часто на внешней части квинтового круга изображаютс€ мажорные тональности, а на внутренней – минорные

»тан ’ейн (Ethan Hein), профессор музыки в √осударственном университете города ћонтклер, говорит, что круг помогает пон€ть устройство западной музыки разных стилей: классического рока, фолк-рока, поп-рока и джаза.

«“ональности и аккорды, которые на квинтовом круге расположены близко друг к другу, большинство западных слушателей будут считать созвучными. “ональности л€ мажор и ре мажор имеют в своем составе шесть одинаковых нот, поэтому переход с одной на другую происходит плавно и не вызывает чувства диссонанса. Ћ€ мажор и ми-бемоль мажор имеют всего одну общую ноту, поэтому переход от одной тональности к другой будет звучать странно или даже непри€тно», – объ€сн€ет »тан.

ѕолучаетс€, что с каждым шагом по квинтовому кругу в начальной гамме до мажор один из тонов замещаетс€ на другой. Ќапример, переход с до мажора на соседний соль мажор ведет к замещению всего одного тона, а перемещение на п€ть шагов из до мажора в си мажор ведет к замещению п€ти тонов в начальной гамме.

“аким образом, чем ближе друг к другу расположены две заданные тональности, тем ближе степень их родства. ѕо системе –имского- орсакова, если между тональност€ми рассто€ние в один шаг – это перва€ степень родства, два шага – втора€, три – треть€.   тональност€м первой степени родства (или попросту родственным) относ€тс€ те мажоры и миноры, которые отличаютс€ от исходной тональности на один знак.

 о второй степени родства относ€тс€ тональности, которые €вл€ютс€ родственными к родственным тональност€м. јналогично, тональност€ми третьей степени родства €вл€ютс€ тональности первой степени родства к тональност€м второй степени родства.

»менно со степенью родства св€зано то, что эти две последовательности аккордов часто используютс€ в поп-музыке и джазе:

    E7, A7, D7, G7, C

 

    «¬ джазе основные тональности чаще всего смен€ютс€ по направлению часовой стрелки, а в роке, фолке и кантри – против», – говорит »тан.


ѕо€вление квинтового круга было св€зано тем, что музыкантам была нужна универсальна€ схема, котора€ бы позвол€ла быстро вы€вл€ть соотношение тональностей и аккордов. «≈сли ¬ы поймете принцип работы квинтового круга, то сможете без труда играть в выбранной тональности – ¬ам не придетс€ мучительно подбирать правильные ноты», – заключает √ейл √рейс.                        

econet.ru

–убрики:  ћузыка
«нание - сила!
ћетки:  

ѕроцитировано 6 раз
ѕонравилось: 6 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку