-¬сегда под рукой

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в LediLana

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 23.08.2010
«аписей: 16361
 омментариев: 194152
Ќаписано: 215918



„то нужно знать о золотом сечении

¬оскресенье, 09 ќкт€бр€ 2016 г. 06:30 + в цитатник

Ќаиболее емкое определение золотого сечени€ гласит, что меньша€ часть относитс€ к большей, как больша€ ко всему целому. ѕриблизительна€ его величина – 1,6180339887. ¬ округленном процентном значении пропорции частей целого будут соотноситьс€ как 62% на 38%. Ёто соотношение действует в формах пространства и времени.

3925311_zolotoe_sechenie (700x496, 194Kb)

»стори€.

ѕредставление о золотых пропорци€х имели древние египт€не, знали о них и на –уси, но впервые научно золотое сечение объ€снил монах Ћука ѕачоли в книге «Ѕожественна€ пропорци€» (1509), иллюстрации к которой предположительно сделал Ћеонардо да ¬инчи. ѕачоли усматривал в золотом сечении божественное триединство: малый отрезок олицетвор€л —ына, большой – ќтца, а целое – —в€той дух. Ќепосредственным образом с правилом золотого сечени€ св€зано им€ италь€нского математика Ћеонардо ‘ибоначчи. ¬ результате решени€ одной из задач ученый вышел на последовательность чисел, известную сейчас как р€д ‘ибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и т.д. Ќа отношение этой последовательности к золотой пропорции обратил внимание  еплер: «”строена она так, что два младших члена этой нескончаемой пропорции в сумме дают третий член, а любые два последних члена, если их сложить, дают следующий член, причем та же пропорци€ сохран€етс€ до бесконечности». —ейчас р€д ‘ибоначчи это арифметическа€ основа дл€ расчетов пропорций золотого сечени€ во всех его про€влени€х. Ћеонардо да ¬инчи также много времени посв€тил изучению особенностей золотого сечени€, скорее всего именно ему принадлежит и сам термин. ≈го рисунки стереометрического тела, образованного правильными п€тиугольниками, доказывают, что каждый из полученных при сечении пр€моугольников дает соотношени€ сторон в золотом делении. —о временем правило золотого сечени€ превратилось в академическую рутину, и только философ јдольф ÷ейзинг в 1855 году вернул ему вторую жизнь. ќн довел до абсолюта пропорции золотого сечени€, сделав их универсальными дл€ всех €влений окружающего мира. ¬прочем, его «математическое эстетство» вызывало много критики.

ѕрирода.

ƒаже не вдава€сь в расчеты, золотое сечение можно без труда обнаружить в природе. “ак, под него попадают соотношение хвоста и тела €щерицы, рассто€ни€ между листь€ми на ветке, есть золотое сечение и в форме €йца, если условную линию провести через его наиболее широкую часть. Ѕелорусский ученый Ёдуард —ороко, который изучал формы золотых делений в природе, отмечал, что все растущее и стрем€щеес€ зан€ть свое место в пространстве, наделено пропорци€ми золотого сечени€. ѕо его мнению, одна из самых интересных форм это закручивание по спирали. ≈ще јрхимед, удел€€ внимание спирали, вывел на основе ее формы уравнение, которое и сейчас примен€етс€ в технике. ѕозднее √ете отмечал т€готение природы к спиральным формам, называ€ спираль «кривой жизни». —овременными учеными было установлено, что такие про€влени€ спиральных форм в природе как раковина улитки, расположение сем€н подсолнечника, узоры паутины, движение урагана, строение ƒЌ  и даже структура галактик заключают в себе р€д ‘ибоначчи.

„еловек.

ћодельеры и дизайнеры одежды все расчеты делают, исход€ из пропорций золотого сечени€. „еловек – это универсальна€ форма дл€ проверки законов золотого сечени€.  онечно, от природы далеко не у всех людей пропорции идеальны, что создает определенные сложности с подбором одежды. ¬ дневнике Ћеонардо да ¬инчи есть рисунок вписанного в окружность обнаженного человека, наход€щегос€ в двух наложенных друг на друга позици€х. ќпира€сь на исследовани€ римского архитектора ¬итруви€, Ћеонардо подобным образом пыталс€ установить пропорции человеческого тела. ѕозднее французский архитектор Ће  орбюзье, использу€ «¬итрувианского человека» Ћеонардо, создал собственную шкалу «гармонических пропорций», повли€вшую на эстетику архитектуры XX века. јдольф ÷ейзинг, исследу€ пропорциональность человека, проделал колоссальную работу. ќн измерил пор€дка двух тыс€ч человеческих тел, а также множество античных статуй и вывел, что золотое сечение выражает среднестатистический закон. ¬ человеке ему подчинены практически все части тела, но главный показатель золотого сечени€ это деление тела точкой пупа. ¬ результате измерений исследователь установил, что пропорции мужского тела 13:8 ближе к золотому сечению, чем пропорции женского тела – 8:5.

»скусство пространственных форм.

’удожник ¬асилий —уриков говорил, «что в композиции есть непреложный закон, когда в картине нельз€ ничего ни убрать, ни добавить, даже лишнюю точку поставить нельз€, это насто€ща€ математика». ƒолгое врем€ художники следователи этому закону интуитивно, но после Ћеонардо да ¬инчи процесс создани€ живописного полотна уже не обходитс€ без решени€ геометрических задач. Ќапример, јльбрехт ƒюрер дл€ определени€ точек золотого сечени€ использовал изобретенный им пропорциональный циркуль. »скусствовед ‘. ¬.  овалев, подробно исследовав картину Ќикола€ √е «јлександр —ергеевич ѕушкин в селе ћихайловском», отмечает, что кажда€ деталь полотна будь-то камин, этажерка, кресло или сам поэт строго вписаны в золотые пропорции. »сследователи золотого сечени€ без устали изучают и замер€ют шедевры архитектуры, утвержда€, что они стали таковыми, потому что созданы по золотым канонам: в их списке ¬еликие пирамиды √изы, —обор ѕарижской Ѕогоматери, ’рам ¬асили€ Ѕлаженного, ѕарфенон. » сегодн€ в любом искусстве пространственных форм стараютс€ следовать пропорци€м золотого сечени€, так как они, по мнению искусствоведов, облегчают воспри€тие произведени€ и формируют у зрител€ эстетическое ощущение. —лово, звук и кинолента ‘ормы временно̀го искусства по-своему демонстрируют нам принцип золотого делени€. Ћитературоведы, к примеру, обратили внимание, что наиболее попул€рное количество строк в стихотворени€х позднего периода творчества ѕушкина соответствует р€ду ‘ибоначчи – 5, 8, 13, 21, 34. ƒействует правило золотого сечени€ и в отдельно вз€тых произведени€х русского классика. “ак кульминационным моментом «ѕиковой дамы» €вл€етс€ драматическа€ сцена √ермана и графини, заканчивающа€с€ смертью последней. ¬ повести 853 строки, а кульминаци€ приходитс€ на 535 строке (853:535=1,6) – это и есть точка золотого сечени€. —оветский музыковед Ё.  . –озенов отмечает поразительную точность соотношений золотого сечени€ в строгих и свободных формах произведений »оганна —ебасть€на Ѕаха, что соответствует вдумчивому, сосредоточенному, технически выверенному стилю мастера. Ёто справедливо и в отношении выдающихс€ творений других композиторов, где на точку золотого сечени€ обычно приходитс€ наиболее €ркое или неожиданное музыкальное решение.  инорежиссер —ергей Ёйзенштейн сценарий своего фильма «Ѕроненосец ѕотЄмкин» сознательно согласовывал с правилом золотого сечени€, разделив ленту на п€ть частей. ¬ первых трех разделах действие разворачиваетс€ на корабле, а в последних двух – в ќдессе. ѕереход на сцены в городе и есть золота€ середина фильма.

(с) ƒмитрий Ѕогачь

–убрики:  «нание - сила!
ћетки:  


ѕроцитировано 10 раз
ѕонравилось: 21 пользовател€м



Ylada   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 09 ќкт€бр€ 2016 г. 08:33 (ссылка)
LediLana, ƒа, это, наверное, и есть божественное начало - в ѕрироде, в „еловеке - принцип золотого сечени€, заложенного —оздателем. ¬сЄ прекрасное создаЄтс€ по такому правилу.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
cimona2   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 09 ќкт€бр€ 2016 г. 10:32 (ссылка)
 ак в природе все продумано! ќна €вно не возникла случайно из хаоса. ќчень интересно!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Gall-_inna   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 10 ќкт€бр€ 2016 г. 04:12 (ссылка)
Ёто подтверждение тому, что „≈Ћќ¬≈  произошЄл Ќ≈ от обезь€ны, как нам пытаютс€ внушить...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку