-¬сегда под рукой

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в LediLana

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 23.08.2010
«аписей: 15821
 омментариев: 191974
Ќаписано: 213094


»—“ќ–»я ѕ–≈¬–јў≈Ќ»я ≈Ћ» ¬ –ќ∆ƒ≈—“¬≈Ќ— ќ≈ ƒ≈–≈¬ќ

—реда, 08 январ€ 2020 г. 08:09 + в цитатник

»—“ќ–»я ѕ–≈¬–јў≈Ќ»я ≈Ћ» ¬ –ќ∆ƒ≈—“¬≈Ќ— ќ≈ ƒ≈–≈¬ќ

3925311_yolka_Novii_god (660x440, 195Kb)
 
Ќар€женное еловое деревце, сто€щее в доме на Ќовый год, кажетс€ нам столь естественным, само собой разумеющимс€, что, как правило, не вызывает никаких вопросов. ѕодходит Ќовый год, и мы по усвоенной с детства привычке устанавливаем его, украшаем и радуемс€ ему. ј между тем обычай этот сформировалс€ у нас относительно недавно, и его происхождение, его истори€ и его смысл, несомненно, заслуживают внимани€. ѕроцесс “прививки елки” в –оссии был долгим, противоречивым, а временами даже болезненным. Ётот процесс самым непосредственным образом отражает настроени€ и пристрасти€ различных слоев русского общества. ¬ ходе завоевани€ попул€рности елка ощущала на себе восторг и непри€тие, полное равнодушие и вражду. ѕрослежива€ историю русской елки, можно увидеть, как постепенно мен€етс€ отношение к этому дереву, как в спорах о нем возникает, растет и утверждаетс€ его культ, как протекает борьба с ним и за него и как елка, наконец, одерживает полную победу, превратившись во всеобщую любимицу, ожидание которой становитс€ одним из самых счастливых и пам€тных переживаний ребенка. ≈лки детства запечатлеваютс€ в пам€ти на всю жизнь. ј вы помните свою первую елку?
 
»так, случилось это на территории √ермании, где ель во времена €зычества была особо почитаемой и отождествл€лась с мировым деревом. »менно здесь, у древних германцев, она и стала сначала новогодним, а позже — рождественским символом. —реди германских народов издавна существовал обычай идти на Ќовый год в лес, где выбранное дл€ обр€довой роли еловое дерево освещали свечами и украшали цветными тр€почками, после чего вблизи или вокруг него совершались соответствующие обр€ды. —о временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе.   деревцу прикрепл€ли зажженные свечки, на него вешали €блоки и сахарные издели€. ¬озникновению культа ели как символа неумирающей природы способствовал вечнозеленый покров, позвол€вший использовать ее во врем€ зимнего праздничного сезона, что €вилось трансформацией издавна известного обыча€ украшать дома вечнозелеными растени€ми.
 
ѕосле крещени€ германских народов обычаи и обр€ды, св€занные с почитанием ели, начали постепенно приобретать христианский смысл, и ее стали “использовать” в качестве рождественского дерева, устанавлива€ в домах уже не на Ќовый год, а в сочельник (канун –ождества, 24 декабр€), отчего она и получила название рождественского дерева — Weihnachtsbaum. — тех пор в сочельник (Weihnachtsabend) праздничное настроение стало в √ермании создаватьс€ не только рождественскими песнопени€ми, но и елкой с гор€щими на ней свечами.
 
ѕ≈“–ќ¬— »… ” ј« 1699 √ќƒј
 
¬ –оссии обычай новогодней елки ведет начало с ѕетровской эпохи. —огласно царскому указу от 20 декабр€ 1699 года, впредь предписывалось вести летосчисление не от —отворени€ мира, а от –ождества ’ристова, а день “новолети€”, до того времени отмечавшийс€ на –уси 1 сент€бр€, “по примеру всех христианских народов” отмечать 1 €нвар€. ¬ этом указе давались также и рекомендации по организации новогоднего праздника. ¬ его ознаменование в день Ќового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу (тогда еще — ћоскву) хвоей: “ѕо большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшени€ от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на √остином ƒворе”. ј “люд€м скудным” предлагалось “каждому хот€ по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить... а сто€ть тому украшению €нвар€ в первый день”. Ёта малозаметна€ в эпоху бурных событий деталь и €вилась в –оссии началом трехвековой истории обыча€ устанавливать елку на врем€ зимних праздников.
 
ќднако к будущей рождественской елке указ ѕетра имел весьма косвенное отношение: во-первых, город декорировалс€ не только еловыми, но и другими хвойными деревь€ми; во-вторых, в указе рекомендовалось использовать как целые деревь€, так и ветви и, наконец, в-третьих, украшени€ из хвои предписано было устанавливать не в помещении, а снаружи — на воротах, крышах трактиров, улицах и дорогах. “ем самым елка превращалась в деталь новогоднего городского пейзажа, а не рождественского интерьера, чем она стала впоследствии.
 
ѕосле смерти ѕетра его рекомендации были основательно забыты. ÷арские предписани€ сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Ќовым годом продолжали украшать елками. ѕо этим елкам (прив€занным к колу, установленным на крышах или же воткнутыми у ворот) опознавались кабаки. ƒеревь€ сто€ли там до следующего года, накануне которого старые елки замен€ли новыми. ¬озникнув в результате петровского указа, этот обычай поддерживалс€ в течение ’VIII и XIX веков.
 
ѕушкин в “»стории села √орюхина” упоминает “древнее общественное здание (то есть кабак), украшенное елкою и изображением двуглавого орла”. Ёта характерна€ деталь была хорошо известна и врем€ от времени отражалась во многих произведени€х русской литературы. ƒ. ¬. √ригорович, например, в повести 1847 года “јнтон-√оремыка”, рассказыва€ о встрече своего геро€ по дороге в город с двум€ портными, замечает: “¬скоре все три путника достигли высокой избы, осененной елкой и скворешницей, сто€вшей на окраине дороги при повороте на проселок, и остановились”.
 
¬ результате кабаки в народе стали называть “елками” или же “»ванами елкиными”: “ѕойдем-ка к елкину, дл€ праздника выпьем”; “¬идно, у »вана елкина была в гост€х, что из стороны в сторону пошатываешьс€”. ѕостепенно и весь комплекс “алкогольных” пон€тий приобрел “елочные” дуплеты: “елку подн€ть” — пь€нствовать, “идти под елку” или “елка упала, пойдем поднимать” — идти в кабак, “быть под елкой” — находитьс€ в кабаке, “елкин” — состо€ние алкогольного опь€нени€ и т.п.
 
ѕомимо внешнего убранства питейных заведений в XVIII веке и на прот€жении всего следующего столети€ елки использовались на катальных (или, как еще говорили, скатных) горках. Ќа гравюрах и лубочных картинках XVIII и XIX веков, изображающих катание с гор на праздниках (—в€тках и ћасленице) в ѕетербурге, ћоскве и других городах, можно увидеть небольшие елочки, установленные по кра€м горок.
 
¬ ѕетербурге елками прин€то было также обозначать пути зимних перевозов на сан€х через Ќеву: “¬ снежные валы, — пишет Ћ. ¬. ”спенский о ѕетербурге конца ’I’ — начала XX века, — втыкались веселые мохнатые елки”, и по этой дорожке “дюжие молодцы на коньках” перевозили санки с седоками.
 
–ќ∆ƒ≈—“¬≈Ќ— ќ≈ ƒ≈–≈¬ќ ¬ –ќ——»» ¬ ѕ≈–¬ќ… ѕќЋќ¬»Ќ≈ XIX ¬≈ ј
 
¬ –оссии елка как рождественское дерево по€вилась в начале ’I’ века в домах петербургских немцев. ¬ 1818 году по инициативе великой кн€гини јлександры ‘едоровны была устроена елка в ћоскве, а на следующий год — в петербургском јничковом дворце. Ќа –ождество 1828 года јлександра ‘едоровна, к тому времени уже императрица, организовала первый праздник “детской елки” в собственном дворце дл€ п€ти своих детей и плем€нниц — дочерей великого кн€з€ ћихаила ѕавловича. ≈лка была установлена в Ѕольшой столовой дворца.
 
ѕригласили также детей некоторых придворных. Ќа восьми столах и на столе, поставленном дл€ императора, установили елочки, украшенные конфетами, золочеными €блоками и орехами. ѕод деревь€ми были разложены подарки: игрушки, плать€, фарфоровые вещицы и др. ѕодарки всем присутствовавшим дет€м раздавала сама хоз€йка. ѕраздник началс€ в восемь часов вечера, а в дев€ть часов гости уже разъехались. — этих пор по примеру царской семьи елку на –ождество стали устанавливать в домах высшей петербургской знати.
 
ќднако, суд€ по многочисленным описани€м св€точных празднеств в журналах 1820-х—1830-х годов, в эту пору рождественское дерево в большинстве русских домов еще не ставилось. Ќи ѕушкин, ни Ћермонтов, ни их современники никогда о ней не упоминают, тогда как —в€тки, св€точные маскарады и балы описываютс€ в это врем€ посто€нно: св€точные гадань€ даны в балладе ∆уковского “—ветлана” (1812), —в€тки в помещичьем доме изображены ѕушкиным в V главе “≈вгени€ ќнегина” (1825), в сочельник происходит действие поэмы ѕушкина “ƒомик в  оломне” (1828), к —в€ткам (зимним праздникам) приурочена драма Ћермонтова “ћаскарад” (1835). Ќи в одном из этих произведений о елке не говоритс€ ни слова.
 
»здававша€с€ ‘. ¬. Ѕулгариным газета “—еверна€ пчела” регул€рно печатала отчеты о прошедших праздниках, о выпущенных к –ождеству книжках дл€ детей, о подарках на –ождество и т.д. ≈лка не упоминаетс€ в ней вплоть до рубежа 1830-х—1840-х годов. ѕервое упоминание о елке в газете по€вилось накануне 1840 года: сообщалось о продающихс€ “прелестно убранных и изукрашенных фонариками, гирл€ндами, венками” елках. Ќо на прот€жении первых дес€ти лет петербургские жители все еще воспринимали елку как специфическое “немецкое обыкновение”.
 
”становить точное врем€, когда елка впервые по€вилась в русском доме, пока не представл€етс€ возможным. ¬ рассказе —. јуслендера “—в€тки в старом ѕетербурге” (1912) говоритс€ о том, что перва€ рождественска€ елка в –оссии была устроена государем Ќиколаем I в самом конце 1830-х годов, после чего по примеру царской семьи ее стали устанавливать в домах петербургской знати. ќстальное население столицы до поры до времени либо относилось к ней равнодушно, либо вообще не знало о существовании такого обыча€. ќднако мало-помалу рождественское дерево завоевывало и другие социальные слои ѕетербурга.
 
¬ начале €нвар€ 1842 года жена ј. ». √ерцена в письме к своей подруге описывает, как в их доме устраивалась елка дл€ ее двухлетнего сына —аши. Ёто один из первых рассказов об устройстве елки в русском доме: “¬есь декабрь € занималась приготовлением елки дл€ —аши. ƒл€ него и дл€ мен€ это было в первый раз: € более его радовалась ожидани€м”. ¬ пам€ть об этой первой елке —аши √ерцена неизвестный художник сделал акварель “—аша √ерцен у рождественской елки”, котора€ хранитс€ в ћузее ј. ». √ерцена (в ћоскве).
 
» вдруг в середине 1840-х годов произошел взрыв — “немецкое обыкновение” начинает стремительно распростран€тьс€. “еперь ѕетербург был буквально охвачен “елочным ажиотажем”. ќбычай вошел в моду, и уже к концу 1840-х годов рождественское дерево становитс€ в столице хорошо знакомым и привычным предметом рождественского интерьера.
 
”влечение “немецким нововведением” — рождественским деревом подкрепл€лось модой на произведени€ немецких писателей и прежде всего на √офмана, “елочные” тексты которого “ўелкунчик” и “ѕовелитель блох” были хорошо известны русскому читателю.
 
—ущественную роль в распространении и попул€ризации елки в –оссии сыграла коммерци€. — начала XIX века самыми известными в ѕетербурге специалистами в кондитерском деле стали выходцы из Ўвейцарии, относ€щиес€ к маленькой альпийской народности — ретороманцам, знаменитым во всей ≈вропе мастерам кондитерского дела. ѕостепенно они завладели кондитерским делом столицы и организовали с конца 1830-х годов продажу елок с вис€щими на них фонариками, игрушками, пр€никами, пирожными, конфетами. —тоили такие елки очень дорого (“от 20 рублей ассигнаци€ми до 200 рублей”), и поэтому покупать их дл€ своих деток могли только очень богатые “добрые маменьки”.
 
“орговл€ елками началась с конца 1840-х годов. ѕродавались они у √остиного двора, куда кресть€не привозили их из окрестных лесов. Ќо если бедн€ки не могли позволить себе приобрести даже самую маленькую елочку, то богата€ столична€ знать стала устраивать соревновани€: у кого елка больше, гуще, нар€днее, богаче украшена. ¬ качестве елочных украшений в состо€тельных домах нередко использовали насто€щие драгоценности и дорогие ткани.  онцом 1840-х годов датируетс€ и первое упоминание об искусственной елке, что считалось особым шиком.
 
  середине XIX века немецкий обычай прочно вошел в жизнь российской столицы. —амо дерево, ранее известное в –оссии лишь под немецким названием “ Weihnachtsbaum”, стало называтьс€ сначала “рождественским деревом” (что €вл€етс€ калькой с немецкого), а позже получило им€ “елка”, которое закрепилось за ним уже навсегда. ≈лкой стал называтьс€ и праздник, устраиваемый по поводу –ождества: “пойти на елку”, “устроить елку”, “пригласить на елку”. ¬. ». ƒаль заметил по этому поводу: “ѕерен€в, через ѕитер, от немцев обычай готовить дет€м к –ождеству разукрашенную, освещенную елку, мы зовем так иногда и самый день елки, —очельник”.
 
–”—— јя ≈Ћ ј ¬ќ ¬“ќ–ќ… ѕќЋќ¬»Ќ≈ XIX ¬≈ ј
 
ќсвоение в –оссии рождественской елки поражает своей стремительностью. ”же в середине века елка становитс€ вполне обычным €влением дл€ жителей многих губернских и уездных городов.
 
ѕричина быстрого вхождени€ петербургского новшества в жизнь провинциального города пон€тна: отказавшись от старинного народного обыча€ праздновани€ —в€ток, горожане ощутили некий обр€довый вакуум. Ётот вакуум либо ничем не заполн€лс€, вызыва€ чувство разочаровани€ из-за напрасных праздничных ожиданий, либо компенсировалс€ новыми, сугубо городскими развлечени€ми, в том числе и устройством елки.
 
ѕомещичью усадьбу рождественское дерево завоевывало с большим трудом. «десь, как свидетельствуют мемуаристы, —в€тки еще в течение многих лет продолжали праздноватьс€ по старинке, с соблюдением народных обычаев.
 
» все же мало-помалу петербургска€ мода начинала проникать и в усадьбу.
 
≈сли до середины XIX века в воспоминани€х, посв€щенных —в€ткам в помещичьей усадьбе, устройство елки не упоминаетс€, то уже через дес€ть лет положение мен€етс€. ќ рождественских праздниках 1863 года сво€ченица Ћьва “олстого “. ј.  узминска€, живша€ подолгу в ясной ѕол€не и считавша€ ее своим “вторым родительским домом”, вспоминает: “≈жедневно устраивались у нас какие-нибудь развлечени€: театр, вечера, елка и даже катание на тройках”. ƒва года спуст€, 14 декабр€ 1865 года, в письме к —офье јндреевне “олстой она сообщает: “«десь готовим мы на первый праздник большую елку и рисуем фонарики разные и вспоминали, как ты эти вещи умеешь сделать”. » далее: “Ѕыла великолепна€ елка с подарками и дворовыми детьми. ¬ лунную ночь — катанье на тройке”.
 
«имние праздники в ясной ѕол€не €вл€ли собой редкий пример органичного соединени€ русских народных —в€ток с западной традицией рождественского дерева: здесь “елка была годовым торжеством”. ”стройством елок руководила —офь€ јндреевна “олста€, котора€, по мнению знавших ее людей, “умела это делать”, в то врем€ как инициатором чисто св€точных увеселений был сам писатель, суд€ по воспоминани€м и по литературным произведени€м, прекрасно знавший обычаи народных русских —в€ток (вспомним хот€ бы соответствующие фрагменты “¬ойны и мира”).
 
¬се дети Ћьва “олстого при описании €снопол€нских —в€ток рассказывают о приходе к ним на елку кресть€нских реб€тишек. ¬идимо, присутствие кресть€нских детей на усадебных елках становитс€ обычным €влением. ќ приходе на елку деревенских реб€тишек говоритс€ также в повести ј. Ќ. “олстого “ƒетство Ќикиты” и в других текстах.
 
ѕ–ј«ƒЌ»  –ќ∆ƒ≈—“¬≈Ќ— ќ… ≈Ћ »
 
Ќа первых порах нахождение в доме рождественского дерева ограничивалось одним вечером. Ќакануне –ождества еловое дерево тайно от детей проносили в лучшее помещение дома, в залу или в гостиную, и устанавливали на столе, покрытом белой скатертью. ¬зрослые, как вспоминает ј. ». ÷ветаева, “пр€тали от нас [елку] ровно с такой же страстью, с какой мы мечтали ее увидеть”.
 
  ветв€м дерева прикрепл€ли свечи, на елке развешивали лакомства, украшени€, под ней раскладывали подарки, которые, как и саму елку, готовили в строгом секрете. » наконец, перед самым впуском детей в залу на дереве зажигали свечи.
 
¬ходить в помещение, где устанавливалась елка, до специального разрешени€ строжайшим образом запрещалось. „аще всего на это врем€ детей уводили в какую-либо другую комнату. ѕоэтому они не могли видеть то, что делалось в доме, но по разным знакам стремились угадать, что происходит: прислушивались, подгл€дывали в замочную скважину или в дверную щель.  огда же наконец все приготовлени€ заканчивались, подавалс€ условный сигнал (“раздавалс€ волшебный звонок”) либо за детьми приходил кто-то из взрослых или слуг.
 
ƒвери в залу открывали. Ётот момент раскрывани€, распахивани€ дверей присутствует во множестве мемуаров, рассказов и стихотворений о празднике елки: он был дл€ детей долгожданным и страстно желанным мигом вступлени€ в “елочное пространство”, их соединением с волшебным деревом. ѕервой реакцией было оцепенение, почти остолбенение.
 
ѕредстав перед детьми во всей своей красе, разукрашенна€ “на самый блистательный лад” елка неизменно вызывала изумление, восхищение, восторг. ѕосле того как проходило первое потр€сение, начинались крики, ахи, визг, прыганье, хлопанье в ладоши. ¬ конце праздника доведенные до крайне восторженного состо€ни€ дети получали елку в свое полное распор€жение: они срывали с нее сласти и игрушки, разрушали, ломали и полностью уничтожали дерево (что породило выражени€ “грабить елку”, “щипать елку”, “рушить елку”). ќтсюда произошло и название самого праздника: праздник “ощипывани€ елки”. –азрушение елки имело дл€ них психотерапевтическое значение разр€дки после пережитого ими долгого периода напр€жени€.
 
¬ конце праздника опустошенное и поломанное дерево выносили из залы и выбрасывали во двор.
 
ќбычай устанавливать елку на рождественские праздники неизбежно претерпевал изменени€. ¬ тех домах, где позвол€ли средства и было достаточно места, уже в 1840-е годы вместо традиционно небольшой елочки начали ставить большое дерево: особенно ценились высокие, до потолка, елки, широкие и густые, с крепкой и свежей хвоей. ¬полне естественно, что высокие деревь€ нельз€ было держать на столе, поэтому их стали крепить к крестовине (к “кружкам” или “ножкам”) и устанавливать на полу в центре залы или самой большой комнаты в доме.
 
ѕереместившись со стола на пол, из угла в середину, елка превратилась в центр праздничного торжества, предоставив возможность дет€м веселитьс€ вокруг нее, водить хороводы. —то€щее в
 
центре помещени€ дерево позвол€ло осматривать его со всех сторон, выискивать на нем как новые, так и старые, знакомые по прежним годам, игрушки. ћожно было играть под елкой, пр€татьс€ за ней или под ней. Ќе исключено, что этот елочный хоровод был заимствован из ритуала “роицына дн€, участники которого, вз€вшись за руки, ходили вокруг березки с пением обр€довых песен. ѕели старинную немецкую песенку “ќ Tannenbaum, о Tannenbaum! Wie griim sind deine Blatter (“ќ рождественска€ елка, о рождественска€ елка!  ак зелена тво€ крона”), котора€ долгое врем€ была главной песней на елках в русских семь€х.
 
ѕроисшедшие перемены изменили суть праздника: постепенно он начал превращатьс€ в праздник елки дл€ детей знакомых и родственников. — одной стороны, это было следствием естественного стремлени€ родителей продлить “неземное наслаждение”, доставл€емое елкой своим дет€м, а с другой — им хотелось похвалитьс€ перед чужими взрослыми и детьми красотой своего дерева, богатством его убранства, приготовленными подарками, угощением. ’оз€ева старались изо всех сил, чтобы “елка выходила на славу”, — это было делом чести.
 
Ќа таких праздниках, получивших название детских елок, помимо младшего поколени€ всегда присутствовали и взрослые: родители или сопровождавшие детей старшие. ѕриглашали также детей гувернанток, учителей, прислуги.
 
—о временем начали устраиватьс€ праздники елки и дл€ взрослых, на которые родители уезжали одни, без детей.
 
ѕерва€ публична€ елка была организована в 1852 году в петербургском ≈катерингофском вокзале, возведенном в 1823 году в ≈катерингофском загородном саду. ”становленна€ в зале вокзала огромна€ ель “одной стороной... прилегала к стене, а друга€ была разукрашена лоскутами разноцветной бумаги”. ¬след за нею публичные елки начали устраивать в двор€нских, офицерских и купеческих собрани€х, клубах, театрах и других местах. ћосква не отставала от невской столицы: с начала 1850-х годов праздники елки в зале Ѕлагородного московского собрани€ также стали ежегодными.
 
≈лки дл€ взрослых мало чем отличались от традиционных св€точных вечеров, балов, маскарадов, получивших распространение еще с XVIII века, а разукрашенное дерево сделалось просто модной и со временем об€зательной деталью праздничного убранства залы. ¬ романе “ƒоктор ∆иваго” Ѕорис ѕастернак пишет:
 
“— незапам€тных времен елки у —вентицких устраивались по такому образцу. ¬ дес€ть, когда разъезжалась детвора, зажигали вторую дл€ молодежи и взрослых и веселились до утра. “олько пожилые всю ночь резались в карты в трехстенной помпейской гостиной, котора€ была продолжением зала... Ќа рассвете ужинали всем обществом... ћимо жаркой дышащей елки, опо€санной в несколько р€дов стру€щимс€ си€нием, шурша плать€ми и наступа€ друг другу на ноги, двигалась черна€ стена прогуливающихс€ и разговаривающих, не зан€тых танцами. ¬нутри круга бешено вертелись танцующие”.
 
ѕќЋ≈ћ» ј ¬ќ –”√ ≈Ћ »
 
Ќесмотр€ на все возрастающую попул€рность елки в –оссии, отношение к ней с самого начала не отличалось полным единодушием. ѕриверженцы русской старины видели в елке очередное западное новшество, пос€гающее на национальную самобытность. ƒл€ других елка была неприемлемой с эстетической точки зрени€. ќ ней иногда отзывались с непри€знью как о “ неуклюжей, немецкой и неостроумной выдумке”, удивл€€сь тому, как это колючее, темное и сырое дерево могло превратитьс€ в объект почитани€ и восхищени€.
 
¬ последние дес€тилети€ XIX века в –оссии впервые стали раздаватьс€ голоса в защиту природы и прежде всего лесов. ј. ѕ. „ехов писал:
 
“–усские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаютс€ жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи... Ћесов все меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днем земл€ становитс€ все беднее и безобразнее”.
 
¬ печати прошла “антиелочна€ кампани€”, инициаторы которой ополчились на полюбившийс€ обычай, рассматрива€ вырубку тыс€ч деревьев перед –ождеством как насто€щее бедствие.
 
—ерьезным противником елки как иноземного (западного, неправославного) и к тому же €зыческого по своему происхождению обыча€ стала православна€ церковь. —в€тейший синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещавшие устройство елок в школах и гимнази€х.
 
Ќе прин€ли елку и в кресть€нской избе. ≈сли дл€ городской бедноты елка была желанной, хот€ часто и недоступной, то дл€ кресть€н она оставалась чисто “барской забавой”.  ресть€не ездили в лес только за елками дл€ своих господ или же дл€ того, чтобы нарубить их на продажу в городе. » “старичок”, согласно известной песенке, срубивший “нашу елочку под самый корешок” , и чеховский ¬анька, в сочельник вспоминающий поездку с дедом в лес за елкой, привозили ее не дл€ себ€, а дл€ господских детей. ѕоэтому вовсе не отражают реальности рождественские открытки начала XX века, сопровождаемые надписью “ћороз дедушка идет, / ¬ам подарочки несет” и изображающие ƒеда ћороза вход€щим в кресть€нскую избу с елкой и с мешком подарков за плечами, где на него с изумлением смотр€т реб€тишки.
 
» все же елка вышла победительницей из борьбы со своими противниками.
 
—торонники елки — многие педагоги и литераторы — встали на защиту “прекрасного и высокопоэтического обыча€ рождественской елки”, полага€, что “в лесу всегда можно вырубить сотню-другую молодых елок без особенного вреда дл€ леса, а нередко даже с пользой”. ѕрофессор петербургского Ћесного института, автор книги о русском лесе ƒ. ћ.  айгородов, регул€рно публиковавший на страницах рождественских номеров газеты “Ќовое врем€” статьи о елке, уверенно за€вл€л: “— лесом ничего не станет, а лишать детей удовольстви€ поиграть возле рождественского дерева жестоко”.
 
Ќовый обычай оказалс€ столь оба€тельным, чарующим, что отменить его в эти годы так никому и не удалось.
 
3925311_yolka_pes (489x480, 147Kb)
 
“–» ¬≈ ј –”—— ќ… ≈Ћ »
ƒоктор филологических наук ≈. ƒ”Ў≈„ »Ќј. ћатериал к печати подготовила Ћ. Ѕ≈–—≈Ќ≈¬ј. 
ѕодробнее см.: https://www.nkj.ru/archive/articles/12362/ (Ќаука и жизнь, “–» ¬≈ ј –”—— ќ… ≈Ћ »)
–убрики:  «аоблачное/праздники
ћетки:  


ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 9 пользовател€м



 орната   обратитьс€ по имени —реда, 08 январ€ 2020 г. 21:35 (ссылка)
—пасибо за интересный пост! — –ождеством! я выложила пост в котором показываю  рыса( сделанного по ћ  увиденного у вас)
https://www.liveinternet.ru/users/4497417/profile
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 09 январ€ 2020 г. 15:36ссылка
Ѕлагодарю, Ќаталь€!
— Ќовым √одом, с новым —частьем!
ћышка у ¬ас получилась оба€тельна€, хоть ¬ы с ней немного и помучились...
ƒилона   обратитьс€ по имени ¬торник, 14 январ€ 2020 г. 21:00 (ссылка)
—пасибо за интересный и познавательный пост! — Ќовым годом!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку